Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе.
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.
Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства.
Экологическое просвещение - это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе.
Целью экологического образования и просвещения является формирование активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе, основанных на принципах устойчивого развития.
Понятие экологического образования и просвещения в России закреплено в нескольких официальных документах. В «Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования» есть пункт о формировании основ экологической культуры у школьников.
Экологическая культура, развитие экологического образования и воспитания прописаны в распоряжении Правительства от 2012 года «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года».
https://base.garant.ru/70169264/
Экологическое просвещение декларируется и в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ.
https://base.garant.ru/12125350/
Закон «Об охране окружающей среды» Статья 74. Экологическое просвещение
-
В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
-
Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» https://base.garant.ru/10108595/
Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» https://base.garant.ru/12115550/
Экологическое просвещение школьников — важный аспект образовательного процесса, который способствует формированию экологической культуры и ответственного отношения к природе. Использование разнообразных методов и подходов позволяет сделать экологическое просвещение интересным и эффективным для учеников разных возрастов.
Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
Целью работы МБОУ Катынской СШ по экологическому воспитанию обучающихся является:
- расширение экологических представлений школьников, формируемых на уроках;
- углубление теоретических знаний обучающихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
- обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках обычных уроков, практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды;
- активное вовлечение в общественно-полезную деятельность по охране окружающей среды.
Методы экологического просвещения
- Внедрение экологических тем в учебные программы. Экологические темы должны быть интегрированы в уроки биологии, географии, физики, технологии и других предметов.
- Организация внеурочной деятельности. Школьники могут участвовать в различных экологических проектах, акциях и мероприятиях, направленных на изучение и охрану природы.
- Участие в общественных экологических программах. Ученики могут сотрудничать с местными экологическими организациями, участвовать в мероприятиях по очистке окружающей среды и организовывать кампании по повышению экологической грамотности.